amsterdamairport

Министерство транспорта России представило законопроект, регламентирующий отказ пассажиру в посадке на авиарейс вследствие овербукинга (ситуация, когда на рейс продано больше билетов, чем мест в самолете). К сожалению, документ крайне односторонен - он учитывает только интересы авиакомпаний и не содержит никаких гарантий для пассажиров.

Законопроект позволяет авиакомпании отказывать пассажирам в посадке на рейс абсолютно на любом основании или вовсе без такового. В формулировке Минтранса для этого достаточно просто "решения перевозчика", без каких-либо условий. Иными словами, документ позволяет перевозчику отказать в посадке в самолет как в случае овербукинга, так и в любом другом по произволу авиакомпании.

Все, что авиакомпания при этом обязана сделать - это предоставить пассажиру место на другом рейсе. В совершенно дикой формулировке Минтранса это выглядит как "перевозчик обязуется проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки". То есть формально в тексте вообще нет обязанности перевезти пассажира. При этом в документе не содержится и никаких ограничений - перевозчик может отправить пассажира даже через неделю без последствий для себя и без выплаты вменяемой компенсации за задержку.

Единственная компенсация, о которой упоминает законопроект - та, что предусмотрена действующими федеральными авиационными правилами. Она составляет смешные 25 рублей за каждый час задержки. Таким образом пассажир, который по вине авиакомпании застрянет где-либо на сутки, получит за это лишь 600 рублей.

Более того, законопроект не обязывает авиакомпанию предоставить пассажиру на время такой вынужденной задержки питание и ночлег. Согласно его тексту, при согласии пассажира улететь позднее иным рейсом "договор перевозки считается измененным", то есть с авиакомпании снимается обязанность заботиться о пассажире в течение срока ожидания нового рейса.

В случае, если пассажир не согласен на вылет иным рейсом, законопроект обязывает авиакомпанию вернуть ему "сумму, уплаченную за воздушную перевозку". При этом никак не регламентирован случай, когда отказ в перевозке происходит уже после того, как часть путешествия совершена - например, во время пересадки или при полете обратно. Очевидно, что подобная бездумная формулировка оставляет поле для произвольных расчетов сумм, причитающихся к возврату.

Напомним, что соответствующее законодательство давно действует во множестве развитых стран. Однако там возможность овербукинга для авиакомпаний жестко увязана с обязанностью перевозчика уплатить существенную компенсацию пассажиру в случае, если итоговая задержка превысила несколько часов. В Евросоюзе такие компенсации варьируются от 125 до 600 евро, в США - начинаются от двойного тарифа в одну сторону и заканчиваются $1300.